8 регионо получат средства паллиативной помощи

Советы опытных юристов по теме: "8 регионо получат средства паллиативной помощи". Если нужна дополнительная консультация - обратитесь к дежурному специалисту.

Содержание

«Регион заботы» совместно с Минздравом разработал программы развития паллиативной медпомощи на 2020–2024 годы для пилотных регионов

В начале года президент России, лидер ОНФ Владимир Путин поручил главам субъектов РФ обеспечить разработку и реализацию программ развития паллиативной помощи с учетом лучших российских практик. Команда проекта ОНФ «Регион заботы» во взаимодействии с Минздравом России разработали методические рекомендации по составлению таких программ. Кроме того, для 18 пилотных субъектов Российской Федерации «Регион заботы» разработал индивидуальные программы развития паллиативной медицинской помощи (ПМП). В данный момент документы находятся на согласовании в регионах.

«Если перед чиновником стоит задача написать программу, то он, скорее всего, напишет такую программу, за которую можно легко отчитаться. У команды ОНФ задача стоит по-другому: мы должны разработать такую программу, которая приблизит паллиативную помощь к человеку и улучшит ее качество. Безусловно, реализация такой программы требует большого труда – и от регионального минздрава, и от соцзащиты, и от заместителя губернатора по социальной политике, и, конечно, от медицинских и социальных работников, которые заняты в этой сфере. С другой стороны, регионы лучше понимают свою специфику и свои потребности. И некоторые в споре с нами свою позицию отстаивали», – рассказала член Центрального штаба ОНФ, идеолог проекта ОНФ «Регион заботы» Нюта Федермессер.

Повышение качества и доступности паллиативной медицинской помощи в России является главной целью проекта. Для ее достижения команда проектного офиса посетила медицинские организации и учреждения соцзащиты в пилотных регионах, встретилась с представителями органов исполнительной власти, задействованных в системе оказания ПМП. Это позволило изучить особенности и специфику регионов и учесть их при разработке индивидуальных программ. При этом в ОНФ отмечают, что реализация такого масштабного проекта стала возможной как раз за счет взаимодействия государства и общественных организаций.

«Проект «Регион заботы» уникален с точки зрения как масштаба охваченных регионов, так и состава его участников. Над его реализацией совместно работают органы власти и общественное движение ОНФ, которое сформировало опытную команду из ключевых экспертов в области паллиативной медицинской помощи в России и сильнейших аналитиков. Налажены взаимодействие и диалог с Минздравом, позволяющие открыто обсуждать текущее состояние сферы паллиативной помощи в стране. Кроме того, ведомство поручило нам как экспертам по ПМП провести экспертизу региональных программ и подготовить свое заключение, на которое оно будет ориентироваться при их согласовании», – сообщил руководитель проекта ОНФ «Регион заботы» Борис Хесин.

Основа программы – целевая модель развития паллиативной медицинской помощи. Она описывает изменения, которые должны произойти в системе помощи неизлечимо больным людям к 2025 г. При составлении этой модели эксперты учитывали потребность взрослых и детей в паллиативной помощи, плотность населения в каждом районе, транспортную доступность больниц и жилых территорий, существующую инфраструктуру паллиативной помощи, экономическую ситуацию в регионе. Кроме этого, команда обращала внимание на специфические особенности региона.

«Мы проехали 25 регионов, и все они – абсолютно разные. У них разные географические и социокультурные особенности, разные финансовые возможности. Возьмем, например, Красноярский край – регион площадью более двух миллионов квадратных километров. Основная часть населения проживает в южной части региона, где сосредоточены более пятидесяти муниципальных образований. Но есть огромные по площади районы с очень низкой плотностью населения, расположенные в зоне тайги и за Полярным кругом. И там тоже нужно оказывать паллиативную помощь. На Кавказе тяжелобольных людей на завершающем этапе жизни всегда забирают домой. Там никто не умирает в больничных стенах. В Курганской области – дефицит кадров: в регионе существенно ограничены бюджетные возможности, а рядом соседи – Тюменская и Свердловская области. Все эти особенности мы учитывали, чтобы создать не просто «бумагу», а программу, которую можно воплотить в жизнь», – рассказал Хесин.

Одна из ключевых задач программы – сделать паллиативную помощь на дому максимально доступной. Для этого регионам предлагается открывать отделения выездной патронажной паллиативной медицинской помощи (выездные патронажные бригады) и увеличивать число бригад в составе действующих отделений. Такой формат является наиболее комфортным для пациентов и требует меньших финансовых затрат, чем оказание паллиативной помощи в стационаре. Кроме того, выездные патронажные бригады могут охватить больше нуждающихся, чем кабинеты паллиативной медицинской помощи, открытые на базе поликлиник и других учреждений амбулаторного типа, считают эксперты.

Для оказания паллиативной помощи в отдаленных, малочисленных и труднодоступных районах планируется привлекать специалистов первичного звена: медицинских работников фельдшерско-акушерских пунктов и врачей общей практики. После прохождения соответствующего обучения эти специалисты могут выявлять пациентов, нуждающихся в паллиативной помощи, контролировать выполнение назначений врача паллиативной помощи по месту проживания пациента, назначать обезболивающие препараты.

Паллиативную помощь в стационарных условиях рекомендовано оказывать на базе отделений паллиативной помощи, включающих минимум 10 коек, а также домов сестринского ухода и хосписов. В каждом районе команда рассчитала необходимое количество паллиативных коек и коек сестринского ухода и предложила оптимальные места для их размещения – как правило, это медицинские организации, расположенные в самых многочисленных и густонаселенных районах с хорошей транспортной доступностью. При этом существующую практику открытия двух – пяти паллиативных коек в терапевтическом, хирургическом и других отделениях эксперты считают неэффективной: в таком случае помощь оказывают не специалисты по паллиативной помощи, а врачи этих отделений «по совместительству».

Отметим, что с июля 2019 г. оказание паллиативной медицинской помощи в РФ регулируется положением, которое утвердили сразу два ведомства – Минздрав и Минтруд. В соответствии с этим документом помощь людям с неизлечимыми заболеваниями должна оказываться комплексно – с участием органов здравоохранения и соцзащиты. Низкий уровень межведомственного взаимодействия приводит к следующим системным проблемам:

Читайте так же:  Налоговые льготы военным пенсионерам

  • На паллиативных койках и койках сестринского ухода оказываются люди, которым нужна социальная помощь (одинокие пожилые люди, бездомные);
  • Отсутствует паллиативная помощь в учреждениях соцзащиты;
  • Пациенты вынуждены самостоятельно добиваться направления на медико-социальную экспертизу для установления инвалидности и получения необходимых льгот.

В программах, разработанных командой ОНФ «Региона заботы» совместно с Минздравом России, предусмотрены мероприятия, направленные на решение этих проблем. В их числе – разработка четких правил маршрутизации при направлении пациентов в медицинские организации или учреждения соцзащиты, ежегодная диспансеризация пациентов, проживающих в отделениях милосердия психоневрологических интернатов, детских домов-интернатов, домов-интернатов для пожилых и инвалидов, информирование социальных служб о пациентах, получающих паллиативную помощь на дому, направление пациентов на медико-социальную экспертизу со стороны медорганизаций, скрининг пациентов на предмет соответствия индивидуальных программ реабилитации и абилитации (ИПРА) тяжести их состояния и другое.

Ожидается, что программы будут утверждены главами субъектов в ближайшее время, после чего начнутся подготовительные мероприятия по их реализации. К таким мероприятиям относится анализ региональных нормативных правовых актов, регулирующих сферу оказания паллиативной помощи, инвентаризация медицинских изделий и оборудования, оценка потребности помещений в текущем и капитальном ремонте. После этого эксперты составят финансовый план и дорожную карту по реализации программы.

«Нам нужно как минимум три года, чтобы проект действительно заработал. Чтобы произошли те изменения, которые запланированы в программах, чтобы мы оценили жизнеспособность предлагаемых моделей. Кроме этого, мы рассчитываем, что в случае успешного опыта организации паллиативной помощи в каком-то отдельном регионе этот опыт могут перенять регионы со схожей спецификой», – отметил Борис Хесин.

Команда проекта ОНФ «Регион заботы» поделилась опытом с участниками конференции «Развитие паллиативной помощи взрослым и детям»

Руководитель проекта ОНФ «Регион заботы» Борис Хесин и эксперт по цифровой трансформации Алексей Рогатнев выступили в Москве на V ежегодной конференции с международным участием «Развитие паллиативной помощи взрослым и детям». Они рассказали о методологии разработки программ, презентовали «Интерактивный портрет региона», поделились аналитической информацией по пилотным регионам, вошедшим в проект ОНФ, и планами на дальнейшую работу по развитию системы оказания паллиативной помощи в субъектах.

Как рассказал Хесин, для 15 включенных во второй этап работы регионов, которые «Регион заботы» будет сопровождать в ежедневном режиме, команда проекта подготовит план мероприятий с пошаговой детализацией, рассчитает необходимые ресурсы для достижения целевых показателей программы развития оказания паллиативной помощи (кадры, оборудование, инфраструктуру и так далее), а также подготовит для пилотных субъектов нормативно-правовые акты, принятие которых на региональном законодательном уровне позволит эффективно реализовывать программы.

Также Хесин рассказал о работе проектного офиса по расширению целевого назначения федеральных субсидий на развитие паллиативной помощи в регионах: «Сейчас эти федеральные деньги можно использовать только на закупку медицинских изделий и лекарственных препаратов, в том числе наркотических и психотропных. За прошедшие два года регионы в большей степени уже оснастили медицинские организации необходимым оборудованием. Дальнейшая закупка кроватей и других медизделий будет уже неэффективным использованием бюджетных средств. Считаю, что регионам необходимо предоставить разумную свободу в расходовании федеральной субсидии в последующие годы. Так как они лучше знают, в чем медицинские организации в регионе нуждаются в текущий период времени для повышения качества оказания и доступности паллиативной помощи».

Хесин предложил включить в правила предоставления федеральных субсидий еще восемь направлений расходования средств, реализация которых повысит доступность и качество оказания паллиативной помощи в стране.

«В их числе – обеспечение отделений выездной патронажной паллиативной помощи легковым немедицинским транспортом, техническое оснащение мест хранения наркотиков в медицинских организациях, создание в регионах координационных центров по предоставлению паллиативной помощи, а также прокатных центров медицинского оборудования для паллиативных пациентов, финансирование обучения врачей и медсестер и другие направления. В ближайшее время этот вопрос будет обсуждаться совместно с Минздравом РФ», – отметил Хесин.

Особый интерес у участников конференции – главных внештатных специалистов по паллиативной помощи в регионах – вызвал «Интерактивный портрет региона». Этот инструмент позволяет систематизировать информацию по организациям, персоналу и множеству других параметров, формировать и визуализировать отчеты, необходимые для принятия наиболее взвешенных управленческих решений. Командой проекта он использовался при сведении воедино большого объема полученных от регионов данных, для отображения их на карте, а также для моделирования региональной системы паллиативной медицинской помощи.

Право на достойный уход: новый этап развития системы паллиативной медицинской помощи

belchonock / Depositphotos.com

Еще в 2017 году Владимир Путин поручил внести в законодательство поправки, направленные на расширение понятия «паллиативная медицинская помощь», уточнение порядка ее оказания, в том числе на дому, и социального обслуживания неизлечимо больных граждан (подп. «а» п. 1 перечня поручений Президента РФ от 23 августа 2017 г. № Пр-1650). На прошлой неделе, обращаясь с посланием к Федеральному Собранию Российской Федерации, глава государства попросил в кратчайшие сроки завершить работу над соответствующим законопроектом. Просьба была услышана – 21 февраля федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» по вопросам оказания паллиативной медицинской помощи» 1 (далее – Закон) был принят Госдумой в третьем чтении, вчера его одобрил Совет Федерации. В ближайшее время, надо полагать, Закон будет подписан Президентом РФ. Посмотрим, позволят ли предусмотренные им изменения существенно повысить качество оказываемой паллиативной помощи.

Главные нововведения

Во-первых, скорректировано само определение паллиативной медицинской помощи. Помимо комплекса медицинских вмешательств, направленных на избавление от боли и облегчение других тяжелых проявлений заболевания пациента (как предусмотрено действующей редакцией ст. 36 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; далее – закон об охране здоровья граждан), в нее согласно Закону включаются мероприятия психологического характера и уход в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан.

Также Законом уточняется, какие средства используются для облегчения боли. Так, из нормы, закрепляющей соответствующее право пациентов (п. 4 ч. 5 ст. 19 закона об охране здоровья граждан), исключено слово «доступные», что, по мнению экспертного сообщества, устранит практику использования не наиболее подходящих для конкретного больного, а имеющихся в наличии лекарств и более простых методов обезболивания. В то же время в указанной норме прямо прописывается возможность использования в качестве обезболивающих наркотических и психотропных лекарственных препаратов.

Еще одна поправка касается получения информированного добровольного согласия пациента на медицинское вмешательство. Законом предусматривается, что в случае, когда состояние гражданина не позволяет ему выразить свою волю, а законный представитель отсутствует, решение о медицинском вмешательстве при оказании паллиативной помощи принимается врачебной комиссией, а если собрать ее невозможно – консилиумом врачей или непосредственно лечащим врачом, который впоследствии будет обязан уведомить об этом руководителя медицинской организации и самого пациента (если он несовершеннолетний, то еще и одного из родителей или законного представителя). Надо полагать, данное правило будет применяться и в отношении пациентов, которые осознают необходимость вмешательства и готовы дать свое согласие на него, но из-за своего заболевания физически не могут подписать документы.

ФОРМЫ

[3]

  • Должностная инструкция врача по паллиативной медицинской помощи
  • Должностная инструкция врача по паллиативной медицинской помощи кабинета паллиативной медицинской помощи
Читайте так же:  Отчет пэк в модуле природопользователя

Важное значение имеет положение Закона, предусматривающее возможность обеспечения в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи лекарствами, включенными в перечень ЖНВЛП, и медицинскими изделиями, имплантируемыми в организм человека, пациентов, которым паллиативная помощь оказывается не только в стационарных условиях (как это предусмотрено действующей редакцией ч. 2 ст. 80 закона об охране здоровья граждан), но и в условиях дневного стационара – причем сама возможность оказания паллиативной помощи в дневном стационаре также является новшеством, и при посещениях на дому. Кроме того, законодательно закрепляется необходимость предоставления паллиативным пациентам для использования на дому медицинских изделий, предназначенных для поддержания функций органов и систем организма. Перечень таких изделий будет утвержден Минздравом России. Таким образом, должно существенно увеличиться количество используемого именно в домашних условиях респираторного оборудования, аппаратов искусственной вентиляции легких и т. д. – сейчас, по данным Минздрава России, около 250 пациентов имеют медицинские изделия для ИВЛ на дому. В связи с этим, по мнению представителей экспертного сообщества, следует утвердить порядок предоставления такого оборудования и расходных материалов, а также определить ответственных за его надлежащее использование лиц.

Более того, в Законе прямо указано, что при оказании паллиативной помощи медицинские организации взаимодействуют с родственниками пациентов, ухаживающими за ними лицами, волонтерами, религиозными организациями, общественными объединениями и иными НКО. Правда, формы и пределы такого взаимодействия не определены, поэтому эксперты уверены в необходимости принятия соответствующего порядка, закрепляющего права, обязанности и ответственность всех его участников. Стоит подчеркнуть: непосредственное оказание паллиативной медицинской помощи по-прежнему относится к исключительной компетенции медработников, прошедших необходимое обучение. Но если раньше развивался, в основном, стационарный сегмент системы паллиативной помощи, сейчас акцент предстоит сделать также на ее оказании в рамках первичной медицинской помощи, подчеркнула Вероника Скворцова. С этой целью вполне соотносится закрепленное в Законе деление паллиативной помощи на первичную медицинскую и специализированную. Министр напомнила, что наряду с утверждением профстандарта «Врач по паллиативной медицинской помощи» разделами о паллиативной помощи были дополнены все профстандарты врачей-специалистов, и на этом основании скорректированы образовательные программы их подготовки.

Перспективы дальнейшего развития паллиативной помощи

Уже в марте Минздрав России намерен утвердить ведомственную целевую программу «Развитие системы оказания паллиативной медицинской помощи». На ее основе субъектам РФ предстоит разработать соответствующие региональные программы, после утверждения которых специальной межведомственной комиссией по вопросам оказания паллиативной помощи они смогут заключить с министерством соглашения для получения субсидий на развитие паллиативной помощи, сообщила Вероника Скворцова. На предоставление таких субсидий в этом году из федерального бюджета будет выделено более 4 млрд руб. (Федеральный закон от 29 ноября 2018 г. № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»). При этом общий объем бюджетных расходов на оказание паллиативной помощи, составит, по словам министра, 23 млрд руб. Основным источником финансирования, напомним, являются средства региональных бюджетов (ч. 4 ст. 83 закона об охране здоровья граждан).

Несмотря на то что Закон действительно предусматривает и расширение понятия паллиативной помощи, и необходимость взаимодействия при ее оказании с организациями социального обслуживания, родственниками больных, НКО, волонтерами, и существенное расширение возможностей по обеспечению паллиативных пациентов лекарствами и медицинскими изделиями, он все же является рамочным. Поэтому эффективность реализации обозначенных изменений будет напрямую зависеть от оперативности принятия подзаконных актов и их полноты. Стоит отметить, что, помимо указанных выше документов, эксперты считают необходимым утверждение, в частности, стандарта эффективной паллиативной помощи и определение порядка осуществления контроля качества оказанной помощи.

Минздрав планирует принятие целевой программы по паллиативной помощи

В 2019 г. Минздрав планирует принятие ведомственной целевой программы по развитию паллиативной медицинской помощи. Об этом сообщил заместитель министра здравоохранения РФ Евгений Камкин на парламентских слушаниях в Госдуме 16 января.

Он уточнил, что в рамках ведомственной программы каждый регион будет разрабатывать свою программу паллиативной помощи. Кроме прочего в них будут описаны вопросы расширения коечного фонда и создания паллиативных выездных бригад.

«В федеральном бюджете на оказание паллиативной помощи предусмотрены средства, которые включают в себя обеспечение лекарственными препаратами и затраты на оборудование для обеспечения медицинской помощи на дому. Весь мир идет по пути развития этой помощи во внестационарных условиях. Мы тоже будем увеличивать количество выездных стационарных служб», – подчеркнул Евгений Камкин. По его данным, в организациях здравоохранения РФ работают 790 специалистов врачей паллиативной помощи, но фактически ее оказывает гораздо большее число врачей.

На паллиативную помощь из федерального бюджета в 2019 г. будет направлено около 5 млрд руб., сообщил Президент РФ Владимир Путин во время посещения детского хосписа в Невском районе Санкт-Петербурга 6 января. «Средства будут выделяться регулярно», – пообещал он.

Законопроект о паллиативной помощи был принят Госдумой в первом чтении большинством голосов. Документ уточняет понятие «паллиативная медицинская помощь» и определяет порядок ее оказания в амбулаторных условиях и на дому, декларирует право пациента на получение наркотических и психотропных обезболивающих препаратов, описывает порядок взаимодействия медицинских работников и работников социальных служб.

Ко второму чтению законопроект будет доработан с учетом мнений экспертов и представителей благотворительных организаций. Глава Комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрий Морозов попросил разработчиков внимательнее отнестись к проработке положений законопроекта, касающихся вопросов адекватного обезболивания, добровольного согласия на медицинское вмешательство паллиативного пациента, в тех случаях, если он не может выразить его самостоятельно, а также к вопросам доступности оказания паллиативной помощи по месту фактического пребывания. Он также заявил, что профессиональное сообщество с нетерпением ждет выхода методических рекомендаций о респираторной поддержке паллиативных пациентов.

Паллиативную медицинскую помощь предложено подразделить на первичную – доврачебную и врачебную, и специализированную. Также проектом закона регулируются вопросы предоставления обезболивающих. В случае окончательного принятия законопроекта появится «возможность предоставления гражданам бесплатных лекарственных препаратов при оказании им паллиативной медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не только в стационарных и амбулаторных условиях, но и в условиях дневного стационара». Ранее благотворительные организации ссылались на трудности с обезболиванием паллиативных пациентов, находящихся в частных домах-интернатах. Разработка механизмов взаимодействия медицинских и общественных организаций при оказании паллиативной помощи – зона ответственности Минздрава и Минтруда.

[2]

Вступил в силу порядок оказания паллиативной помощи

В документе еще раз четко прописано, что все 100 процентов пациентов, нуждающихся в обезболивании, в том числе и сильнодействующими наркотическими средствами, получат необходимые лекарства. Для расчета потребностей в таких средствах регионы должны будут создать регистры больных, нуждающихся в паллиативной помощи. Такой регистр, кстати, поможет обеспечить преемственность ведения таких больных (что тоже предусмотрено приказом). Ведь сегодня нередко бывает, что выписанный из стационара безнадежный больной на долгое время остается и без обезболивания, и без адекватной помощи. В приказе, в частности, предусмотрено, что уже через два дня после выписки, пациент должен быть поставлен на учет по месту жительства, осмотрен специалистами, которые определят его потребности и организуют необходимую помощь. Более того, в документе отдельно прописано, что когда речь идет о пациентах-детях, достигших 18 лет, сведения о них во взрослую службу должны быть переданы заранее — за месяц до дня совершеннолетия, чтобы при переходе не возникло паузы, и человек не оказался предоставленным самому себе.

Читайте так же:  Взыскатель вправе предъявить исполнительный лист

Система паллиативной помощи, которая уже начала выстраиваться в нашей стране, включает несколько уровней ее организации: поддержку можно будет получить не только в стационаре — хосписе, паллиативном отделении больницы, доме или отделении сестринского ухода, но и на дому, для чего в регионах будут созданы патронажные выездные службы. Кроме того, для обеспечения больных респираторной поддержкой (в ней нуждаются больные некоторыми видами онкологических заболеваний, больные ХОБЛ и т.д.) в структуру паллиативной службы войдут также респираторные центры. Все виды помощи, как прописано в документе, предназначены и взрослым пациентам, и детям.

На недавнем заседании Совета при правительстве по вопросам попечительства в социальной сфере его председатель вице-премьер Татьяна Голикова отметила, что за последние годы много сделано по обеспечению больных обезболивающими препаратами, что в регионах начали создавать паллиативные койки, хотя с выездными службами «у нас пока не получалось». В целом документ показывает четкую конструкцию паллиативной помощи, которую нужно теперь выстроить в каждом регионе.

Но препятствий и сложностей много, отмечали участники заседания попечительского совета. Один из важнейших вопросов — тема ответственности медицинских работников за ошибки при назначении и использовании наркотических лекарств. «Врачи боятся и не хотят назначать сильнодействующие обезболивающие, так как любая мелкая ошибка может привести к уголовному делу», — заявила член попечительского совета, основатель фонда помощи хосписам «Вера» и руководитель одного из московских хосписов Нюта Федермессер, выступая на заседании. Причем такие «ошибки» врачи могут совершать и из лучших побуждений. Например, формально врач имеет право выписать рецепт на обезболивающее, придя к пациенту домой. Но лекарство по этому рецепту выдадут только после того, как там будет стоять подпись главного врача и печать медучреждения. Получается, что родственники лежачего больного, получив назначение, все равно вынуждены идти и собирать подписи и печати. «Либо главврач заведомо идет на риск быть наказанным, выдавая врачу пустой рецепт со своей подписью и печатью», — пояснила Федермессер.

Татьяна Голикова прокомментировала ситуацию, заявив, что речь идет об учетных рецептах, и наладить этот учет так, чтобы не осложнять жизнь родственникам больных, вполне возможно.

[1]

«Мы с министерством здравоохранения договорились, чтобы сделать следующий порядок — чтобы к больному бригада приезжала, уже имея рецептурные бланки, подписанные и завотделением, и главным врачом. Чтобы не было необходимости родственнику обращаться снова в медицинскую организацию после того, как выехавший на вызов доктор выписал рецепт. А актировать, чтобы вести учет, его можно с помощью фотофиксации», — пояснила Татьяна Голикова.

Что касается темы ответственности медработников за нарушения оборота наркотических и психотропных веществ, вице-премьер предложила обсудить механизм, при котором дела медиков, связанные со случайной утратой или уничтожением таких лекарств, рассматривали бы специальные комиссии внутри медорганизаций.

«Предлагается устанавливать факт утраты или уничтожения наркотических и психотропных веществ или их упаковки вследствие случайного стечения обстоятельств специально создаваемой в медорганизации комиссией, которой и будет оформляться протокол», — сказала Татьяна Голикова. Она добавила, что такие комиссии также могли бы принимать решение о привлечении медработника к дисциплинарной ответственности.

Регионам поручено выделить в рамках территориальных программ средства на паллиативную помощь

Видео (кликните для воспроизведения).

В 2019 г. впервые в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи Правительство РФ поручило регионам выделить в рамках своих территориальных программ средства на паллиативную помощь, в которой нуждаются граждане, проживающие на соответствующей территории, и определить нормативы оказания такой помощи. Об этом сообщила вице-премьер Правительства РФ Татьяна Голикова на совещании Президента РФ с членами кабинета министров в Кремле 16 января 2019 г.

Зампред правительства отметила, что это сделано впервые и что глава кабинета министров Дмитрий Медведев уже подписал соответствующие решения.

Татьяна Голикова сообщила также о том, что Госдума в первом чтении единогласно поддержала 16 января 2019 г. внесенный Правительством РФ законопроект, который предполагает поправки в законодательство об основах охраны здоровья граждан по созданию новой системы оказания паллиативной медицинской помощи. «Обсуждение было сложное, поскольку это касается большого количества наших граждан – можно сказать, всех. Все так или иначе с этой проблемой сталкиваются».

Отметим, эксперты и депутаты считают, что законопроект нуждается в серьезной доработке – до его рассмотрения в Госдуме во втором чтении. Так, основатель и президент благотворительного фонда помощи хосписа «Вера» Анна Федермессер настаивает на том, что в формулировке о доступе к обезболивающим препаратам следует убрать слово «доступными». Это даст уверенность, что лекарства будут назначаться исходя из интенсивности боли у пациента, а не наличия того или иного препарата в медицинском учреждении или аптеке. Законодателей также просят уточнить права людей, ухаживающих за тяжелобольными, в первую очередь родителей. Требуют коррекции и многие другие пункты законопроекта.

[3]

Из федерального бюджета в 2019 г. на паллиативную помощь будет направлено около 5 млрд руб., сообщил Президент РФ Владимир Путин во время посещения детского хосписа в Невском районе Санкт-Петербурга 6 января 2019 г. «Средства будут выделяться регулярно», – пообещал он.

Читайте так же:  Взыскание пени после решения арбитражного суда

ОНФ запустил в 25 регионах проект развития паллиативной помощи «Регион заботы»

Общероссийский народный фронт запустил проект развития паллиативной помощи «Регион заботы». На 25 пилотных территориях стартует программа усовершенствования организации помощи пациентам на дому с целью увеличения числа таких пациентов, оценки доступности паллиативной помощи для семей. «Регион заботы» предусматривает разработку региональных карт развития паллиативной помощи для каждого пилотного субъекта с учетом индивидуальных особенностей регионов.

Президент России, лидер ОНФ Владимир Путин в февральском послании Федеральному собранию указал на необходимость ускорить развитие в стране паллиативной помощи. Общероссийский народный фронт совместно с Ассоциацией профессиональных участников хосписной помощи, Благотворительным фондом помощи хосписам «Вера» и автономной некоммерческой организацией «Мастерская заботы» в рамках разработки индивидуальных программ развития паллиатива посещают медицинские и социальные организации в пилотных субъектах, проводят мониторинг работы и передают материалы в том числе руководителям региональных органов власти.

«У нас много планов. Мы хотим законодательно урегулировать вопрос организации паллиативной помощи и лекарственного обеспечения в учреждениях социальной защиты, содействовать выявлению потребности в перинатальной паллиативной помощи, в паллиативной помощи в местах лишения свободы. В процессе работы нужно создать эталон региональной программы развития паллиативной помощи, а также индивидуальные программы для каждого пилотного региона. Еще одно направление работы – обучение работающего персонала, врачей, фельдшеров и медицинских сестер работе с пациентами в конце жизни: мы привозим в регионы специалистов по обезболиванию, по сестринскому уходу в паллиативной помощи, по организации респираторной поддержки на дому, по организации паллиативной помощи, по коммуникации», – отметила член Центрального штаба ОНФ, учредитель благотворительного Фонда помощи хосписам «Вера» Нюта Федермессер.

В преддверии запуска «Региона заботы» Федермессер посетила интернаты и социальные центры в регионах, где столкнулась с потребностью персонала в повышении профессиональной квалификации, с нехваткой доступной обучающей информации. В ряде социальных и медицинских учреждений учредитель Фонда помощи хосписам «Вера» выявила значительные нарушения в процессе оказания паллиативной помощи, нарушения маршрутизации, низкий уровень компетенции персонала, отсутствие знаний, необходимых для использования закупленного оборудования, отсутствие контроля за оказанием медицинской помощи жителям стационарных социальных учреждений. В то же время очень приятно отметить огромное количество людей, заинтересованных в улучшении собственной работы, людей добросовестных, нацеленных на обучение и повышение качества помощи. «Никого нельзя лишить права на полноценную жизнь, на всю оставшуюся жизнь. Даже тяжело болеющий человек может быть спокоен и счастлив, если он не унижен, не одинок, если ему не больно, не стыдно, не страшно», – так формулирует Федермессер сверхзадачу паллиативной помощи. Результаты поездок в регионы будут учтены при разработке региональных программ проекта.

Выбор пилотных территорий обусловлен их размерами, демографическими особенностями, уровнем экономического развития и развития паллиативной помощи. Пилотами проекта «Регион заботы» в числе первых станут Московская, Тульская, Рязанская, Ивановская, Ярославская, Липецкая, Ленинградская, Новгородская, Калининградская, Нижегородская, Кировская, Волгоградская, Курганская, Тюменская (с ХМАО и ЯНАО), Новосибирская, Кемеровская, Сахалинская области, республики Северная Осетия, Дагестан, Татарстан, Кабардино-Балкарская, Ставропольский, Красноярский, Приморский края, а также Санкт-Петербург, Ленинградская область. Общая численность населения всех выбранных регионов составляет 38% от страны. При этом потребность в паллиативной помощи в этих субъектах составляет 36% от общей потребности по России.

После запуска пилотных программ и анализа полученных результатов эксперты разработают единую методику формирования программ для всех регионов страны. Также будет создан прозрачный инструмент контроля за их реализацией и качеством оказания паллиативной помощи.

Все результаты работы проекта будут представлены правительству РФ. Дальнейшее финансирование паллиативной помощи из федерального бюджета должно учитывать индивидуальные программы, разработанные в ходе реализации проекта.

Кроме того, программа «Регион заботы» обязательно учредит премию для физических лиц и организаций, которые будут награждены ОНФ по итогам работы проекта. Отдельно будет награжден главной премией «Регион заботы» один из пилотных субъектов.

Омской области выделили средства на развитие паллиативной помощи

Общая сумма, распределённая между регионами страны, составила 115 млн рублей.

Восемь регионов России, в том числе и Омская область, получат деньги на развитие в городах паллиативной помощи.

Как пояснили в пресс-службе правительства региона, Омской области распределили 7,7 млн рублей. Тверская область получит 16,6 млн рублей, Пермский край — 33,4 млн рублей, Алтайский край — 5,5 млн рублей, Удмуртия — 8,6 млн рублей. Костромской области распределили 3 млн рублей, а Ульяновской области — 2,2 млн рублей. Средств выделили после подписания соответствующих документов Дмитрием Медведевым.

Отметим, что деньги направят на покупку обезболивающего, приобретение специальных медицинских изделий для использования в больницах и на дому.

«Омск Здесь» ранее писал о том, что для оказания паллиативной помощи детям в регионе был открыт «Дом радужного детства». В скором времени путешественник из Омска проведёт велозаезд, в ходе которого посетит 13 крупных российских городов, где расскажет об омском опыте оказания паллиативной помощи .

Финансирование паллиативной помощи получат регионы, где есть профильные врачи

Регионы не получат финансирования паллиативной помощи, если не представят в Минздрав России региональные программы, предусматривающие в том числе подготовку врачей этого профиля. Так заявила заместитель министра здравоохранения Татьяна Яковлева на парламентских слушаниях «Законодательное обеспечение паллиативной помощи в России» 11 февраля 2019 г.

Такое решение обусловлено неоднородностью кадрового обеспечения, пояснила она: «По регионам число паллиативных врачей колеблется от одного до нескольких десятков. Вот почему в рамках нацпроекта, федерального проекта по кадрам мы взяли эту проблему на себя. В федеральном проекте все это мы учитываем и предоставляем возможность регионам дать нам заявку, и мы врачей обязательно подготовим. И деньги на зарплату тоже будут. Вы знаете, это полномочия именно субъекта РФ, но мы готовы во всем этом помогать. Пусть регионы не обижаются, а подают заявки».

Татьяна Яковлева выразила позицию Минздрава по поводу кадровой политики в этой области: «Каждый врач, будь это онколог, невролог, кардиолог, педиатр, терапевт, должен обладать знаниями о паллиативной медицине, потому что медицина может быть паллиативной и в стационаре, и в дневном стационаре, и на дому, и в деревне, и в городе, и в любой точке, где живет пациент». Для этого, добавила она, созданы дополнительные образовательные модули по паллиативной медицине, которые идут во все профильные специальности.

Читайте так же:  Будут ли выплаты донарам и когда

Cамое больное

Положение детально прописывает структуру системы помощи самым тяжелым, по сути, безнадежным пациентам, которая начала выстраиваться в нашей стране. Закон о паллиативной помощи был принят совсем недавно — в марте. «Вылечить нельзя, помочь — можно» — этот девиз одного из благотворительных фондов, можно сказать, стал основополагающим принципом нового порядка.

Вот только несколько ключевых моментов Положения. Паллиативную помощь человек и его семья должны иметь возможность получить в любом регионе, вне зависимости от того, где они живут. Для этого создается многоуровневая служба: не только стационарные учреждения — хосписы, паллиативные отделения в больницах, дома и отделения сестринского ухода, но также дневные стационары и патронажные выездные бригады, которые будут помогать пациентам на дому. Причем все виды помощи, как прописано в документе, предназначены и взрослым пациентам, и детям.

Так же важно, что в состав службы войдут центры респираторной поддержки. Сейчас пациенты на грани жизни и смерти, которые не способны дышать самостоятельно, обычно попадают в реанимационные отделения. И могут оставаться там на недели, а иногда и месяцы, хотя поддержание жизни у таких больных — это отнюдь не функция отделений интенсивной терапии. Особенно в такой ситуации страдают дети, надолго оторванные от мамы и дома. Организация центров респираторной поддержки, оснащение их нужной аппаратурой, включая и переносную, которой можно пользоваться дома, поможет разрешить эти проблемы.

Кстати, новый документ предусматривает возможность предоставления пациентам медизделий, которыми можно пользоваться в амбулаторных условиях.

Сейчас переносные аппараты для вентиляции легких семьи с тяжелобольными детьми могут получить только от благотворительных фондов, а правового регулирования до сих пор не было.

Положение также оговаривает обязательную преемственность помощи. Порядок предусматривает четкую маршрутизацию: данные о пациенте при выписке его из стационара поступают в подразделение паллиативной помощи по месту его жительства и максимум в течение двух дней работники службы уже должны оценить его состояние, понять, какая помощь нужна. Более того, порядок оговаривает даже такую деталь, как передача данных о больном ребенке во взрослую службу за месяц до того, как ему исполнится 18 лет.

Одно из главных достоинств нового порядка — он обеспечивает взаимодействие разных служб и структур, как государственных, так и общественных. Паллиативная помощь — это не только работа медиков, в ней задействованы и социальные работники, и психологи, и волонтеры, и представители религиозных организаций.

В реальной жизни выстраивание паллиативной помощи только начинается. Об этом шла речь на заседании Совета при правительстве РФ по вопросам попечительства в соцсфере, которое состоялось на площадке Московского эндокринного завода — единственного в стране, где производятся сильнодействующие обезболивающие. Важность темы подчеркнул премьер Дмитрий Медведев. Он приехал на заседание совета, но сначала посмотрел новую заводскую линию, где впервые в нашей стране началось производство обезболивающих пластырей. Нужные лекарства в стране производятся, и, более того, взят курс на полное импортозамещение, отметила вице-премьер Татьяна Голикова. Но при этом пока нет некоторых форм. Инъекционные препараты — это дополнительные страдания больных. А таблетки пролонгированного действия мы начали выпускать не так давно. Все необходимые формы и дозировки, по оценке вице-премьера, начнут выпускать к 2023 году. А пока «закрыть» нужду предполагается, наладив производство на базе аптек, из субстанций, предоставляемых промышленным производителем.

Документ публикуется на стр.18-20

Мы стали человечнее

Нюта Федермессер, учредитель фонда помощи хосписам «Вера»:

— Ситуация с паллиативной помощью за пять лет изменилась радикально. Главное, есть политическая воля, развитие службы признано важной задачей, и теперь никто уже не замолчит и не проигнорирует эту работу. Постепенно происходит перемена в общественном сознании. Теперь уже нас не спрашивают: а зачем помогать тем, кто завтра все равно умрет. Значит, мы стали человечнее.

Но проблем остается очень много. Я назову лишь часть. У нас до сих пор отсутствует система учета пациентов, которым нужна паллиативная помощь. Значит, трудно рассчитать правильно потребности в лекарствах, видах помощи.

Регионы создают паллиативные койки — но часто они рассчитаны на одного, двух, пятерых пациентов — и полноценно они работать не могут, ведь отделение — это и специалисты, и нужное оборудование. Такие «койки», по сути, фейк, их, как правило, занимают непрофильные больные. В рамках проекта ОНФ «Регион заботы» я много езжу по стране и вижу: только 15 процентов пациентов на паллиативных койках — это действительно нуждающиеся в такой помощи. А вот выездные службы, помогающие на дому, развиваются крайне медленно. Ускорить эту работу могла бы «дорожная карта» по паллиативной помощи, которая включила бы в себя последовательные шаги и конкретные сроки по решению всех накопившихся проблем.

Видео (кликните для воспроизведения).

Крайне острым остается и вопрос уголовной ответственности врачей за ошибки при использовании наркотиков.

Источники


  1. Габов, А. В. Ликвидация юридических лиц. История развития института в российском праве, современные проблемы и перспективы: моногр. / А.В. Габов. — М.: Статут, 2011. — 304 c.

  2. Марченко, М.Н. Общая теория государства и права. Академический курс. В 3-х томах. Том 3 / М.Н. Марченко. — М.: Зерцало, 2002. — 696 c.

  3. Глинка-Янчевский, С.К. Во имя идеи; СПб.; Типография Э. Арнгольда, Литейный проспект,№59, 2011. — 196 c.
  4. Розен, Александр Последние две недели. Прения сторон / Александр Розен. — М.: Советский писатель. Москва, 2016. — 528 c.
  5. Николаева, Т.П. Деятельность защитника на судебном следствии / Т.П. Николаева. — М.: Саратов: Саратовский Университет, 2013. — 574 c.
8 регионо получат средства паллиативной помощи
Оценка 5 проголосовавших: 1

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here