Программа производственного экологического контроля должна составляться

Советы опытных юристов по теме: "Программа производственного экологического контроля должна составляться". Если нужна дополнительная консультация - обратитесь к дежурному специалисту.

Программа производственного экологического контроля в организации

Виды экоконтроля

Производственный экологический контроль нужен для обеспечения выполнения всех установленных законом мероприятий по охране окружающей среды при осуществлении хозяйственной деятельности в целях сохранения ресурсов, достижения их рационального использования и гарантии восстановления. Программа разрабатывается в целях контроля за экологической обстановкой, правильностью исполнения всех предписаний законодательства, регулирования неблагоприятного воздействия, обеспечения восстановления задействованных ресурсов. Контроль непосредственно возлагается на производственную или экологическую службу, созданную специально для этих целей, а также может быть возложен и на конкретного работника.

Существуют следующие виды экологического контроля:

  • производственный;
  • государственный;
  • муниципальный.

На каждом уровне для осуществления контроля предусмотрено проведение проверок. На предприятии его осуществляют производственные и экологические службы, последний вариант признается экспертами наиболее предпочтительным.

Кто должен разработать программу

Программа в качестве внутреннего документа представляет собой локальный нормативный акт, принимаемый во исполнение требований закона. Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную деятельность на объектах I, II и III категорий в соответствии с требованиями Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, обязаны разработать и утвердить программу производственного экологического контроля (ПЭК). Поэтому им необходима четкая программа действий. Рассмотрим подробнее образец программы производственного экологического контроля (2019).

Для чего нужна программа

Программа экоконтроля необходима для выполнения хозяйствующим субъектом требований законодательства. В ней должно быть прописано, какие мероприятия в целях охраны окружающей среды проводит организация, а также как именно она документирует информацию и хранит полученные сведения и данные. Требования к содержанию этого документа, сроки предоставления отчетности по ней и надзора за исполнением устанавливает уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти — Росприроднадзор.

Грамотно составленная ПЭК позволит предприятию не только наилучшим образом организовать экоконтроль, но и избежать штрафов и других санкций со стороны надзорных органов. Поскольку сам контроль осуществляется непосредственно организацией, то и разработка ПЭК является ее задачей с учетом установленных требований.

Что включает в себя ПЭК

Для начала необходимо понять, для каких именно объектов должна быть разработана ПЭК, и определить перечень объектов, для которых обязателен такой контроль. Это, в частности:

  • системы, предназначенные для очистки отходящих газов;
  • системы для очистки сточных вод;
  • склады для хранения материалов, сырья и готовой продукции;
  • источники образования производственных отходов (цеха, мастерские);
  • источники выброса вредных веществ в атмосферу (передвижные и стационарные);
  • источники загрязняющих веществ, сбрасываемых в водные объекты или систему канализации;
  • загрязненные земельные участки и водные объекты;
  • зоны особой санитарной защиты.

Если в организации применяются технологии и особенности производственного процесса, которые оказывают любое негативное воздействие на окружающую среду, ПЭК ей просто необходим. Разработанный на предприятии документ должен соответствовать действующему законодательству, однако учитывать специфику деятельности, а значит, быть реальным для выполнения. Сведения о мероприятиях контроля и проведенных проверках фиксируются в специальном журнале.

Как разрабатывается

При разработке программы экологического контроля на предприятии необходимо учесть следующие объекты:

  • источники выброса загрязняющих веществ, как стационарные, так и передвижные;
  • системы очистки использованных водных ресурсов и отходящих газов;
  • подразделения, цеха, иные участки образования отходов производства и потребления;
  • склады, хранилища и иные объекты хранения товаров, готовой продукции, материалов и оборудования.

Можно разработать его своими силами, а можно обратиться к компании, которая занимается этим профессионально. Главное, чтобы такой пример производственного экоконтроля на предприятии включал в себя:

  • перечень уполномоченных лиц, которые несут ответственность за проведение производственного экологического контроля;
  • графики обучения работников, непосредственно связанных с отходами, источниками загрязнения и т. д.;
  • состав производственных отходов (качественный и количественный) и источники их образования;
  • состав и источники загрязняющих выбросов в атмосферу и водные объекты;
  • мероприятия по изучению источников загрязнения на предприятии;
  • мероприятия, направленные на улучшение экологической обстановки в фирме;
  • сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ, отходов производства и объектов их размещения, выбросов загрязнений в атмосферный воздух и источников;
  • данные об улучшении экологической ситуации и снижении вредного воздействия технологического процесса (планируемые и осуществленные).

Форма или образец программы производственного экологического контроля на законодательном уровне не утверждены. Однако в Приказе Минприроды России № 74 от 28.02.2018 перечислены требования к содержанию документа, которые согласуются с перечнем, приведенным выше. Программа производственного экологического контроля должна содержать и формальные реквизиты: наименование организации, место ее расположения, место утверждения документа, дата и иные сведения об утверждении и т. д.

Программа должна быть разработана отдельно для каждого из загрязняющих объектов. Кроме того, в документе обязательно должна быть определена структура экоконтроля. Выглядеть это может, например, так:

В ней должны быть перечислены все ответственные лица, определены их обязанности и меры ответственности.

Новый отчет в Росприроднадзор — до 25 марта

В Приказе Минприроды от 28.02.2018 ведена необходимость предоставления ежегодного отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля на предприятии. Он предоставляется в двух экземплярах в органы, осуществляющие контроль в области природопользования, и содержит конкретную информацию в виде таблиц с соответствующими данными об объемах загрязнений, методах их измерений, о взаимодействиях с территориальными органами Росприроднадзора по поводу мониторинга состояния окружающей среды на территории объекта размещения отходов и т. д.

Читайте так же:  Влияет ли наличие орденов на пенсию

Срок предоставления отчетности — 25 марта года, следующего непосредственно за отчетным.

Сдают такой отчет абсолютно все юридические лица и индивидуальные предприниматели, для которых установлена обязанность по разработке ПЭК. Есть требования и к формату предоставления: экземпляр отчета направляется в уполномоченный контролирующий орган вместе с электронной версией отчета на магнитном носителе. При отправлении по почте нужно сделать опись вложения.

Порядок внедрения программы на производстве

После разработки ПЭК необходимо внедрить приказом по организации, а затем обязательно утвердить в территориальных органах производственного и экологического надзора. Обновляется этот документ ежегодно, поскольку содержит план мероприятий, который должен постоянно обновляться. Титульный лист с визами выглядит так:

После утверждения все структурные единицы и подразделения должны действовать в соответствии с разработанным планом мероприятий, а также соблюдать частоту всех проверок.

[2]

Кто уполномочен проверять, и ответственность за нарушения

Экологический контроль в организации осуществляют лично директор и начальники функциональных служб. А вот надзорные функции лежат на экологических службах и территориальных органах Росприроднадзора. Если какие-либо параметры остались не охвачены или не соблюдаются предприятием, это может привести к штрафным санкциям или даже приостановлению работы всей фирмы. Регламентируется ответственность за такое нарушение статьей 14.43 КоАП, штрафы по ней достигают 600 000 рублей с конфискацией продукции, а также деятельность предприятия может быть полностью остановлена на срок до 90 дней. Кроме того, без утвержденной ПЭК компания не может получить заключение от СЭС на осуществление видов деятельности.

Наказания статья 14.43 КоАП предусматривает и такие, как конфискация всей продукции, а также предметов административного правонарушения, причем этот термин может трактоваться достаточно широко. При доказывании факта повторного нарушения наказания ужесточаются, сумма штрафов может достигать миллиона рублей. В целом законодатель идет по пути постоянного увеличения ответственности за подобные правонарушения.

Отсутствие внутреннего регламентирующего документа об экоконтроле может стать причиной невозможности исполнения всех требований СанПиН, что может существенно затруднить хозяйственную деятельность предприятия. При разработке документации во избежание ошибок и последующего привлечения к административной ответственности рекомендуется обратиться к специалистам, предоставив достоверную и точную информацию о предприятии.

Отчетность по программе ПЭК

Законодательная база

Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статья 67 устанавливает требования к производственному контролю в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль). Согласно закону, производственный экологический контроль осуществляется для обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения законодательных требований в области охраны окружающей среды. Юридические лица и ИП, которые имеют объекты негативного воздействия I, II и III категорий, должны разрабатывать и утверждать программу производственного экологического контроля (далее – ПЭК), по данной программе проводить контроль, полученные данные документировать и хранить.

Требования к программе содержатся в приказе Минприроды России от 28.02.2018 г. № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля». Согласно требованиям статьи 67 и приказа № 74, программа должна содержать разделы:

  1. общие положения;
  2. сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;
  3. сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;
  4. сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;
  5. сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля;
  6. сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;
  7. сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.

Кроме того, программа для объектов I категории дополнительно содержит программу создания системы автоматического контроля или сведения о наличии системы автоматического контроля. Система должна быть создана не позднее чем через 4 года после получения комплексного экологического разрешения. Правила создания и эксплуатации системы автоматического контроля, требования к средствам измерения и учета, фиксации и передачи информации в государственный реестр объектов ОНВ утверждаются Правительством Российской Федерации. Система автоматического контроля должна представлять собой автоматизированный комплекс измерительного оборудования, снабженный системой считывания в постоянном режиме показателей выбросов и сбросов, сбора этих сведений, хранения и передачи в государственный реестр объектов ОНВ.

На данный момент подзаконные акты не приняты. Приказ № 74 на данный момент эти требования не включает, других нормативных актов, разъясняющих порядок разработки программы с учетом автоматических систем контроля пока нет.

При составлении и осуществлении ПЭК необходимо включать в программу в первую очередь вещества, характеризующие применимые технологии и особенности производства. Такие вещества называют маркерными.

Перечень маркерных веществ по каждой из отраслей промышленности, относящихся к сфере применения наилучших доступных технологий, приведены в справочниках НДТ, разрабатываемых Бюро НДТ и размещаемых в свободном доступе. Кроме того, в справочниках приведены описания этих технологий, передовой опыт предприятий, оборудование, соответствующее требованиям НДТ.

Читайте так же:  Взаимозачет между займом и подотчетными лицами

Согласно закону, документация по ПЭК должна содержать информацию:

  • о технологических процессах, технологиях, об оборудовании для производства продукции (товара), о выполненных работах, об оказанных услугах, о применяемых топливе, сырье и материалах, об образовании отходов производства и потребления;
  • о фактических объеме или массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, об уровнях физического воздействия и о методиках (методах) измерений;

об обращении с отходами производства и потребления;

о состоянии окружающей среды, местах отбора проб, методиках (методах) измерений.

По результатам ПЭК составляется отчёт в уполномоченный орган. Для объектов федерального уровня надзора отчет направляется в Росприроднадзор, регионального уровня – в местный орган исполнительной власти субъекта РФ. Форма отчёта утверждена Приказом Минприроды России от 14.06.2018 № 261. Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля представляется ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным. Отчет оформляется в 2 экземплярах, один экземпляр которого хранится у предприятия, а второй экземпляр вместе с электронной версией отчета на магнитном носителе представляется непосредственно в соответствующий орган или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении.

Таким образом, для составления отчетности по программе ПЭК необходимо провести ряд предварительных работ. Разберемся, что именно нужно сделать.

Этап 1. Определиться с источниками воздействия

Если у предприятия есть действующая разрешительная документация, а именно:

  • проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ (проект ПДВ);
  • проект нормативов допустимых сбросов (проект НДС);
  • проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР).

в этом случае данный этап уже пройден. В указанных проектах проведена инвентаризация источников выброса, сброса и образования отходов. Эта информация является базовой для дальнейшей работы. И хоть сами проекты уже вышли из правового поля и будут действовать до конца установленного срока, но не могут быть по истечении срока переработаны, но результатами проектирования вы можете пользоваться еще долгое время.

Если таковых проектов на предприятии нет, необходимо провести отдельные работы, а именно:

  • инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
  • инвентаризация источников сброса загрязняющих веществ с определением контролируемых веществ в сточных водах;
  • определение номенклатуры образующихся отходов и способов обращения с ними.

Этап 2. Расчеты и составление программы ПЭК

Если в ходе проведения работы на первом этапе сделан вывод о том, что объект относится к I-III категории по НВОС, объект ставится на государственный учет и получает категорию и свидетельство о постановке на учет. На следующем этапе полученные первичные данные подвергаются аналитической обработке для составления соответствующих разделов программы ПЭК:

  • проводится расчет рассеивания веществ в атмосферном воздухе;
  • составляются планы-графики контроля и наблюдения;
  • составляется программа мониторинга объектов размещения отходов (при их наличии), проводится организация и ведение первичного учета образования и обращения с отходами;
  • заполняются разделы программы.

Этап 3. Выполнение производственного экологического контроля

На данном этапе согласно утверждённой программе выполняется непосредственный контроль выбросов, сбросов и отходов. В зависимости от установленного метода контроль может проводиться расчетным путем с использованием методических рекомендаций по расчету тех или иных показателей либо инструментальным путем с привлечением аттестованной аккредитованной лаборатории. Полученные результаты контроля в виде расчетов и протоколов измерений необходимо хранить на предприятии.

Этап 4. Заполнение и подача отчёта по программе ПЭК

После окончания отчётного года результаты контроля анализируются, заполняются соответствующие таблицы и графы отчёта. Отчет формируется, утверждается руководителем и подается в уполномоченный орган до 25 марта года после отчетного.

Так выглядит общий алгоритм работы в рамках производственного экологического контроля. Для различных категорий объектов ОНВ он отличается, что будет определяться в ходе работы. Для объектов, которые разработали программу ПЭК уже в 2019 году, сдавать отчёт по данной программе не требуются, однако нужно отчитаться по старой форме программы (если она была разработана) и/или провести аналитический контроль по планам-графикам, утверждённым в составе старой проектной документации (напрмиер, в проекте ПДВ).

Как заказать отчет по программе ПЭК

Вы можете перейти на страницу Отчетность ПЭК и доверить выполнение отчетности по программе ПЭК специалистам НПО Эксперт24.

Утверждены требования к программам производственного экологического контроля

Устанавливается, что программа производственного экологического контроля должна разрабатываться и утверждаться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, по каждому объекту с учетом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса, а также оказываемого негативного воздействия на окружающую среду.

В приказе содержатся требования, предъявляемые к разделам, включаемым в программу, а также сведениям, включаемым в каждый из разделов программы производственного экологического контроля.

Отчет подлежит представлению ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным. Отчет предоставляется лицами, осуществляющими деятельность на объектах I категории, а также на объектах II и III категорий, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в территориальный орган Росприроднадзора по месту осуществления деятельности; а лицами, осуществляющими деятельность на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, — в уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ.

Отчет может быть направлен в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя юридического лица или уполномоченного им должностного лица или индивидуального предпринимателя.

Читайте так же:  55 постановление возврат лекарств

Программа производственного экологического контроля (ПЭК)

Внимание природопользователям I, II, III категории:

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии № 74 от 28.02.2018 г. утверждены требования разработки программы производственного экологического контроля, содержание программы, порядок предоставления отчета об осуществлении производственного экологического контроля.

Кто должен разрабатывать программу производственного экологического контроля

Программа производственного экологического контроля разрабатывается и утверждается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность на объектах I, II, III категорий для каждого объекта с учетом технологий, особенностей производственного процесса и оказываемого негативного воздействия.

Обратите внимание: если объектам Вашего предприятия не присвоена соответствующая категория, настоятельно рекомендуем обратиться в Росприроднадзор или орган исполнительной власти в субъекте РФ с заявлением о постановке на учет установленной формы.

Компания Агава оказывает услуги по постановке на учет объектов негативного воздействия. Оставьте заявку и получите квалифицированную помощь в корректном составлении заявки и определении категории, согласно установленным законодательством критериям.

Срок действия

Программу производственного экологического контроля необходимо переработать в случае изменения технологических процессов производства, замены оборудования, сырья, участвующего в производстве, что приводит к изменению характера и вида негативного воздействия на окружающую среду. ПЭК необходимо скорректировать в течение 60 рабочих дней с момента проведения изменений.

[1]

Какие сведения необходимо указать в программе производственного контроля

Программа ПЭК должна содержать следующие разделы:

  • общие положения;
  • сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и их источников;
  • сведения об инвентаризации сбросов в окружающую среду и их источников;
  • сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;
  • сведения о подразделениях и должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля;
  • сведения о собственных или привлекаемых испытательных лабораториях, аккредитованных в соответствии с законодательством;
  • сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.

Компания Агава осуществляет разработку программ производственного контроля. Обращайтесь и мы подготовим программу в самые короткие сроки и в соответствии с Приказом МПР № 74 от 28.02.2018 г. Стоимость разработки уже максимально снижена — от 14 тыс. руб.!

Отчет об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля

Основание

Приказом № 261 от 14.06.2018 г. Министерства природных ресурсов и экологии утверждена форма отчета об организации и результатах осуществления программы производственного экологического контроля

Кто обязан подавать отчет

Отчет об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля предоставляют юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I, II, III категорий.

Когда необходимо подавать отчет

Отчет об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля необходимо предоставлять ежегодно, в срок до 25 марта года, следующего за отчетным.

Куда подавать отчет

Отчет об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля составляется в двух экземплярах: один из которых хранится на предприятии, а второй экземпляр с электронной версией отчета на магнитном носителе необходимо доставить лично или почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении в:

  • территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования – по объектамIкатегории и объектам II, III категории, подлежащих федеральному госэконадзору;
  • территориальный орган исполнительной власти, осуществляющий региональный экологический надзор — объектамII,IIIкатегории, подлежащих региональному госэконадзору.

Отчет также может быть направлен в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Отчет должен быть подписан непосредственным руководителем предприятия.

Компания Агава успешно оказывает услуги по подготовке отчета по ПЭК. Оперативная и качественная подготовка за 5 тыс. руб.

Программа производственного экологического контроля должна составляться

ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ПРОГРАММЫ ПЭК (ТЕКСТ ПРОЕКТА)

На федеральном портале проектов нормативных правовых актов http://regulation.gov.ru/projects#npa=26241 наконец-то разместили текст проекта Приказа Минприроды России «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» (пару дней назад мы уже размещали ссылку на проект, однако текст к карточке проекта был прикреплен некорректно).

Согласно письму Росприроднадзора от 14.08.2015 № ВС-03-01-32/14309 согласование с федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами с 01.01.2015 не требуется.

Напомним, что в соответствии со ст. 26 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль в области обращения с отходами, который является составной частью производственного экологического контроля (далее — ПЭК).

Согласно ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон № 7-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу ПЭК и представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результатах осуществления ПЭК.

Согласно п. 5.5.8 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 400, прием от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК осуществляет Росприроднадзор.

Читайте так же:  Памятник ветеранам вов как получить

Требования к содержанию программы ПЭК, форма отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК, методические рекомендации по ее заполнению (в т.ч. в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью), порядок и сроки представления отчета определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Общие требования к содержанию программы ПЭК, контролю измерения выбросов, сбросов загрязняющих веществ, документации, содержащей сведения о результатах осуществления ПЭК, установлены в ст. 67 Федерального закона № 7-ФЗ.

Требования к программе ПЭК также изложены в ГОСТ Р 56061-2014 «Производственный экологический контроль. Требования к программе производственного экологического контроля».

Программа производственного экологического контроля должна составляться

ГОСТ Р 56061-2014

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Видео (кликните для воспроизведения).

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

Требования к программе производственного экологического контроля

Industrial ecology control. Requirements for program of industrial ecology control

Дата введения 2015-01-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Федеральный центр геоэкологических систем»

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 409 «Охрана окружающей природной среды»

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Июнь 2019 г.

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» . Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к разработке программы производственного экологического контроля (далее — ПЭК) субъектами хозяйственной и иной деятельности (далее — организациями).

Предназначен для должностных лиц организаций, осуществляющих разработку и применение организационно-распорядительных документов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности в соответствии с законодательством [1].

Положения настоящего стандарта могут изменяться и дополняться по мере изменения законодательства, нормативных и методических документов в области охраны окружающей среды и природопользования.

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины и определения по ГОСТ Р 56062.

4 Общие требования к программам производственного экологического контроля

4.1 Программа ПЭК утверждается руководством организации и входит в состав документации ПЭК в соответствии с ГОСТ Р 56062.

4.2 Программу ПЭК разрабатывают на период, как правило, не менее одного календарного года, исходя из специфики хозяйственной и иной деятельности организации, оказываемого негативного воздействия на окружающую среду и осуществляемой природоохранной деятельности.

4.3 При разработке программы ПЭК учитывают:

— природоохранные требования;

— характеристики хозяйственной и иной деятельности организации;

— виды и масштабы оказываемого организацией негативного воздействия на окружающую среду;

— планируемые и выполненные мероприятия по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов;

— установленные нормативы допустимого негативного воздействия на окружающую среду;

— результаты ПЭК за предыдущие периоды;

— предписания органов государственного и муниципального экологического надзора.

4.4 Выполнение программы ПЭК должно обеспечивать достижение целей ПЭК и решение поставленных задач в соответствии с ГОСТ Р 56062.

4.5 Программа ПЭК подлежит пересмотру и корректировке в случае изменений в работе организации, приводящим к расширению или уменьшению перечня видов оказываемого негативного воздействия на окружающую среду, изменению его масштабов, получения результатов ПЭК, свидетельствующих о необходимости корректировки программы.

4.6 Программа ПЭК включает следующие основные разделы:

— «Общие сведения»;

— «Объекты производственного экологического контроля»;

— «Планирование производственного экологического контроля»;

— «Оформление результатов производственного экологического контроля и отчетность».

4.7 В разделе «Общие сведения» приводят общую информацию об источниках воздействия на окружающую среду, включая данные инвентаризации источников выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образования и объектов размещения отходов производства и потребления.

4.8 В разделе «Объекты производственного экологического контроля» приводят перечень, краткое описание и местоположение объектов контроля.

4.9 В разделе «Планирование производственного экологического контроля» приводят планы-графики инспекционных проверок и планы-графики ПЭАК с указанием сроков или периодичности контроля, ответственных должностных лиц и подразделений.

Планы-графики ПЭАК составляют по видам оказываемого организацией негативного воздействия на окружающую среду. В них указывают сведения о периодичности и методах ПЭАК, местах отбора проб и методах выполнения измерений.

4.11 Выделяют следующие виды отчетности по результатам ПЭК:

— отчеты, представляемые руководству организации;

— результаты ПЭК, представляемые в соответствующий орган государственного экологического надзора;

— результаты ПЭК, предоставляемые населению и другим заинтересованным сторонам в соответствии с законодательством (в т.ч. на добровольной основе).

Программа экологического контроля (ПЭК)

Разработка программы производственного экологического контроля

Программа производственного экологического контроля (ПЭК) должна разрабатываться и утверждаться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную деятельность, по каждому объекту негативного воздействия с учетом особенностей производственного процесса, а также оказываемого негативного воздействия на окружающую среду.

Обязательность разработки данной программы для объектов I, II и III категории закреплена в Федеральных законах от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (часть 2 статьи 67) и в Федеральном законе от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (статья 26).

Читайте так же:  Приказ 55 минздрава возврат лекарств

Срок действия программы: не устанавливается

Срок разработки программы: 10-20 дней

Стоимость разработки программы: от 25 000,00 руб.

Срок оформления отчета по ПЭК: 10 дней

Стоимость оформления отчета по ПЭК: от 15 000,00 руб.

При одновременном заказе комплексной услуги по разработке программы и оформлению отчетности действует система скидок!

Примечание:ПЭК должна быть скорректирована в случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменениям характера, вида оказываемого объектом негативного воздействия на окружающую среду, а также изменению объемов выбросов, сбросов загрязняющих веществ более чем на 10 в течение 60 рабочих дней со дня соответствующих изменений.

Требования к содержанию ПЭК и отчётности в рамках производственного экологического контроля.

Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля установлены приказом Минприроды от 28.02.2018 № 74. Согласно приказу

1. Согласование ПЭК с Росприроднадзором не предусмотрено.

2. Срок действия ПЭК не устанавливается.

3. С 2019 года вводится ежегодный отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (начиная с отчета за 2018 год). Срок предоставления отчета – не позднее до 25 марта года, следующего за отчетным.

4. Форма отчета утверждена приказом Минприроды Росси от 14.06.2018 № 261.

Содержание ПЭК

Программа должна содержать разделы:

  • Общие положения
  • Сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников
  • Сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников
  • Сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения
  • Сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля
  • Сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации
  • Сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.

Перечень документов для разработки ПЭК

Перечень документов для разработки программы производственного экологического контроля:

  • Карта реквизитов предприятия.
  • Разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, план график контроля выбросов на источниках из утвержденного проекта ПДВ (при наличии);
  • Разрешение на сброс загрязняющих веществ в водные объекты (при наличии).
  • Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, выдержки из ПНООЛР (при наличии)
  • В случае отсутствия лимита, перечень образующихся отходов предоставляется Заказчиком в виде справки
  • Документы об аккредитации лабораторий, привлеченных для инструментального производственного контроля выбросов и сбросов (в случае необходимости).
  • Приказ о назначении ответственных за осуществление производственного экологического контроля.

Специалисты ООО «Тайм юнит» окажут содействие по разработке ПЭК объектов Москвы, Московской области и других регионов России

Законодательство

1. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

[3]

2. Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (статья 26)

3. Приказ Минприроды РФ от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля»

4. Приказ Минприроды Росси от 14.06.2018 № 261 «Об утверждении формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля»

5. Постановление Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий»

6. ГОСТ Р 56062-2014 Производственный экологический контроль. Общие положения

7. ГОСТ Р 56061-2014 Производственный экологический контроль. Требования к программе производственного экологического контроля

Штрафы

Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации:

Статья 8.1:

Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов

Видео (кликните для воспроизведения).

Несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 2 000 до 5 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 20 000 до 100 000 рублей.

Источники


  1. Теория государства и права / ред. К.А. Мокичев. — М.: Юридическая литература, 2005. — 520 c.

  2. Судебная бухгалтерия. — М.: Юридическая литература, 2015. — 344 c.

  3. Шумега, С.С Технология столярно- мебельного производства; М.: Лесная промышленность, 2012. — 288 c.
  4. ред. Корельский, В.М.; Перевалов, В.Д. Теория государства и права; М.: Норма; Издание 2-е, испр. и доп., 2012. — 616 c.
  5. Речи советских адвокатов. — М.: Юридическая литература, 2014. — 172 c.
Программа производственного экологического контроля должна составляться
Оценка 5 проголосовавших: 1

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here